Районный методический семинар учителей ОПК

 alt          alt

 

          Согласно совместному плану работы РМК Отдела образования Администрации Глушковского района Курской области и районного духовно-нравственного центра "Наследие" 21 апреля 2017 года силами педколлектива МКОУ «Нижнемордокская СОШ» был проведен методический семинар учителей основ православной культуры по теме «Синтез мировой художественной и православной культур важнейшее средство раскрытия нравственного и духовного потенциала личности».

 В семинаре приняли активное участие представители Глушковского духовенства:

настоятель Феодосьевского храма  иерей Иоанн (с. Попово-Лежачи);

настоятель Сретенского храма  иерей Алексей (с. Сухиновка);

настоятель Свято-Троицкого храма  иерей Алексей (п. Глушково).

 «Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в   характер воспитанников».

Эти слова Константина Ушинского очень точно передают один из принципов духовно-нравственного воспитания детей в районе, в том числе и в нашей школе.

 В рамках семинара были проведены следующие мероприятия:

 Урок МХК. 11 класс.

Учитель: Шестакова Лариса Васильевна

Тема: «Библейские  сюжеты  в  живописи».

Цели:

1. Обучающая: сформировать у обучающихся представление о стилях и направлениях в искусстве, ознакомить с произведениями живописи, раскрывающими библейские сюжеты, создать условия для понимания роли  великих живописцев для формирования христианского мировоззрения.

2. Развивающая: развивать  творческую активность, способности, образное мышление, аналитическое мышление.

3. Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, умение работать в группе.

Задачи:

1.Повторить пройденный материал, дать теоретические сведения по теме «Библейские сюжеты в живописи», раскрыть основные понятия.

2. Воспитывать инициативность, самостоятельность, чувство товарищества.

3. Развивать познавательную активность, умение анализировать, делать выводы, грамотно формулировать ответы, творческие способности.

4. Содействовать формированию художественного вкуса.

 

  Сегодняшний наш урок, это урок -  экскурсия. Изучая   живописные полотна  знаменитых художников, раскрывающие библейские сюжеты, роль и значения христианства, мы  проанализируем  основные отличительные черты стилей, течений и направлений художественной культуры.

   Живопись, как одно из основных направлений мирового искусства, неразрывно связана с литературой и религией. Одной из значимых и чаще всего иллюстрируемых ранее была книга священного писания христианской религии, Библия. Библейские мотивы  стали основополагающими в зарождении мирового художественного искусства начиная с античных времён.

Многие века Библия привлекает внимание человечества. Великие художники мира, поэты, писатели, режиссеры и сегодня продолжают черпать из нее сюжеты для своих творений. Сегодня мы отправимся в виртуальную (как говорят сейчас) экскурсию по картинным галереям мира, чтобы еще раз убедиться в нетленности этой удивительной книги. Мы вспомним  некоторые сюжеты Библии, а заодно повторим стили, течения и направления художественной культуры, изученные нами на предыдущих уроках.

 alt    alt

alt

Урок ОПК. 2 класс.

Учитель: Руденко Ирина Васильевна

Тема: «Какого цвета праздник ПАСХИ».

Цели и задачи:   

     1.   Познакомить с историей возникновения православного праздника «Воскресение Христово».

     2.   Продолжить формирование понимания символического языка иконы.

     3.   Обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения: разговляться, христосоваться, трезвон, пасха, кулич, звонарь.

     4.   Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры;            

     5. Воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник.

Воскресение Спасителя из мертвых это торжество веры и добродетели, и поэтому этот праздник для каждого верующего самый светлый, торжество из торжеств, Праздник праздников.

        Православная Церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Из поколения в поколение, традиция празднования Пасхи  распространилась по всему миру. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. Верующие возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

        После появления Благодатного огня начинали трезвонить звонить радостным, красным, красивым звоном колокола всех церквей и храмов, разнося весть о Воскресении Христовом.    Вокруг всех храмах с торжественным пасхальным пением совершались крестные ходы.

 alt

alt

 

alt

 

 Урок музыки. 7 класс.

Учитель: Стариченко Наталья Григорьевна

Тема: «Музыкальное зодчество России»

 Цель: Познакомить учащихся с  образцами древнерусского зодчества и духовной музыки на примере «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова.

Задачи:

- формирование целостного представления учащихся о  музыкально - художественной культуре Руси;

- развитие эмоционально - осознанного отношения к произведениям разных видов искусства, понимание их жизненного и духовного - нравственного содержания;

- выявить взаимосвязи между музыкальной культурой и древним зодчеством.

 «Всенощное бдение» было написано в тяжелое для страны время Первой мировой войны ( в начале1915 г) Торжественная песнь, воспевающая красоту земли русской, доброту и силу людей прозвучала как противостояние несправедливости бесчеловечности войны, как отклик на людские страдания. В мелодиях, напевах «Всенощного бдения» оживают детские впечатления от новгородского Софийского собора. Посещая вместе с бабушкой новгородские монастыри, Сергей Васильевич слушал   прославленные новгородские колокола и древнерусские обрядовые напевы, в которых он всегда отмечал национальные, народа песенные истоки.

 В основе песнопений - подлинные темы Библии, суровые, аскетичные знаменные распевы, которые композитор обогатил всеми современными средствами.

 «Всенощная создана для храма. А храм этот,- по словам известного хорового дирижёра В. Чернушенко, - вся Россия. С лазурным куполом неба, с неоглядным раздольем полей и лесов. С иконостасом, где запечатлены лики и деяния святых лучших сынов её, с её добрым и умным народом Эта музыка объединяет прошлое с настоящим, настоящее с будущим. Объединяет и нас  - в любви и преданности земле своей».

 alt

 

alt

 

 Урок ОПК (факультатив). 6 класс.

Учитель: Болдакова Елена Александровна

Тема: «Пасха и пасхальные традиции».

 Цель, задачи

В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.

В области формирования УУД:

·  познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;

·  регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

·  коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.

·  В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.

В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.

  alt

  

alt

   

alt

  

Внеклассное  мероприятие: 

Литературно-музыкальная гостиная

Тема: «Вечных истин немеркнущий свет».

Руководитель художественного кружка: Постольная Н. А.

Зам. директора по ВР: Серикова Н. А.

 Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности.

 В настоящее время, когда в России идёт процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Это важно и для страны, и для общества в целом, и для человека, поскольку помогает ему адаптироваться к изменившемся условиям, осмыслить своё место во вновь возникшей системе общественных координат.

Данное мероприятие направлено на приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре.

Самым актуальным обстоятельством, характеризующим православную культуру, является то, что вся она , даже в мельчайших своих компонентах, была и остаётся духовно, нравственно, эстетически значимой.

Цели и задачи: обобщить и конкретизировать знания детей об устройстве православного храма, познакомить с образцами православной архитектуры Курской земли (Сергиево - Казанский собор. (гурск); Рыльский Свято - Николаевский монастырь Курской епархии); познакомить с духовным наследием таких святых как  Серафим Саровский, архимандрит Ипполит Рыльский, подвигом  во имя веры нашего современника Евгения Родионова, причисленного к лику святых, монахини Андрианы (в миру Наталья Малышева); воспитывать культуру восприятия окружающего мира, уважение к православным традициям русского народа, бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края.

alt

altalt  

alt

 

  В завершение работы семинара выступили:

- ПостольныйМ. Ф., директор МКОУ «Нижнемордокская СОШ»,

(Краткая информация о  работе школы по духовно-нравственному воспитанию);

- Литвиненко Е. А., зав. МКУ «Глушковский РМК»,

(Итоги работы по духовно-нравственному воспитанию в Глушковском районе);

- отец Иоанн (с. Попо-Лежачи) и отец Алексей (п. Глушково)

(Совместная работа Глушковского духовенства с образовательными организациями);

-  Холчева Э. Ю., руководитель Глушковского краеведческого музея,

(Знаменские чтения в 2017 году).

alt   alt

alt   alt

 alt